воскресенье, 17 января 2016 г.

"Суды и тюремное заключение для малолетних и не достигших совершеннолетия упраздняются" – документ


Статья 22 УК РСФСР 1926 года определила запрет на использование смертной казни к не достигшим совершеннолетия. При всех изменениях законодательства этот запрет ни разу не отменялся. В то же время норма вступила в несоответствие с распоряжением Центрального исполкома и Совнаркома от 7 апреля 1935 г., предполагавшим использование к не достигшим совершеннолетия всех видов наказания.
14 января 1918 года глава Совнаркома Владимир Ульянов (Ленин) и нарком юстиции Исаак Штейнберг завизировали декрет "О рабочих группах для не достигших совершеннолетия". нормативно правовой правовой акт руководства упразднял суды и тюремное заключение для лиц обоего пола до 17 лет, "увиденных в деяниях публично-страшных", а их дела предписывал передавать на разбирательство несудебным органам – рабочим группам для не достигших совершеннолетия.
Документ имел обратную силу: его воздействие распространялось не только на дела, находившиеся на срок его выхода в свет в производстве каких-либо судов, но и уже закончившиеся осуждением. "Указанные комиссии находятся в исключительном ведении Министерства публичного призрения, – отмечается в ст. 3 декрета, – и складываются из представителей учреждений: публичного призрения, народного просвещения и юстиции в количестве как минимум несколько лиц, вдобавок, но, из этих лиц должен быть доктор". А следующая статья устанавливала, что "по разбирательстве дела о не достигших совершеннолетия, рабочая группа или их освобождает, или направляет в одно из убежищ Министерства публичного призрения соответственно характера деяния".
Так, советские власти на первых порах пробовали отказаться от создания особого суда для не достигших совершеннолетия и применения опыта дореволюционной Российской Федерации.

О малолетних и не достигших совершеннолетия преступниках

Первый суд по делам не достигших совершеннолетия в Российской Федерации был открыт в Санкт-Петербурге 22 января 1910 года. Функции судьи осу­ществлял единолично мировой судья, выбираемый населением, живущим на территории судебного округа. От него требовалось познание детской психологии, это учитывалось на выборах: предпочтение по возможности отдавалось педагогам и докторам. В юрисдикцию суда входили не только не достигшие совершеннолетия правонарушители, но и их взрослые подстрекатели, и судебный контроль за попечительскими детскими учреждениями. Судебное слушание по делам не достигших совершеннолетия проходило за закрытыми для публики дверями, не столь сложная форма судебной операции сводилась по большей части к беседе судьи с правонарушителем при участии его представителя.
Суд действовал на базе российской правовой базы конца XIX века. Уголовное и уголовно-процессуальное право того времени предполагало льготный режим ответственности по уголовному законодательству и выполнения наказаний для не достигших совершеннолетия в возрасте от 10 до 17 лет, произвёдших правонарушения "без разумения" (Свод законов России. Т. XV. 1909 г.) В качестве меры действия часто использовалось установление ответственного контроля отцов с матерью либо лиц, на попечении которого дети находятся (с их согласования). Помимо этого в практике судов использовалось помещение осужденных этих возрастов в исправительно-воспитательные заведения для не достигших совершеннолетия либо при их отсутствии в данной местности – в монастыри (согласно с вероисповеданием и по согласованию с настоятелями) "для изменения" на период, конкретный судом, но не свыше чем до достижения ими 18-летнего возраста. В случае если же в суде определено, что правонарушение совсем "с разумением", осужденные направлялись кроме того в исправительные заведения для не достигших совершеннолетия, а при их отсутствии – в особенные помещения при колониях либо в зданиях для арестованных по приговору суда мировых судей, но не свыше чем до достижения 18-летнего возраста.
Вместе с тем большой количество судейского благоусмотрения по этим делам при решении вопроса о деяниях "с разумением" либо "без разумения", вынесение приговоров суда без установленных периодов все же ставил не достигших совершеннолетия в положение лиц, не защищенных законом. Негативную роль в уголовной политике в отношении не достигших совершеннолетия сыграл закон от 2 июля 1897 года "О малолетних и не достигших совершеннолетия преступниках", который сохранил для них наказания в виде заключения в под стражу, не смотря на то, что и в особых помещениях, и каторгу и поселение для не достигших совершеннолетия в возрасте от 17 лет до 21 года.

О делах не достигших совершеннолетия, обвиняемых в публично страшных деяниях

Разработка руководств для рабочих групп была возложена декретом от 14 января 1918 года "О рабочих группах для не достигших совершеннолетия" на Народный комиссариат публичного призрения. Этот ведомственный документ в различие от декрета все же предполагал передачу не достигшего совершеннолетия "вместе с делом" народному судье. Совершалось это в случаях, "в случае если признано недостаточным использование к несовершеннолетнему медико-психологических воспитательных мер; при упорных рецидивах; при систематических побегах из детских домов; при явной опасности для окружающих оставления не достигшего совершеннолетия на воле". Соответственно ст. 10 инструкции, дела о тяжёлых правонарушениях не достигших совершеннолетия в возрасте старше 14 лет должны поступать народному судье, являющемуся членом комиссии по делам о не достигших совершеннолетия, на протяжении 24 часов с момента их задержания. В течении 72 часов он должен был осуществить нужные следственные деяния относительно практической стороны дела, роли не достигшего совершеннолетия в правонарушении, если оно произведено в соучастии со взрослыми, и занести в рабочую группу доклад о итогах следствия. Так, по инструкции выходило, что решение принадлежало не судье, а комиссии по делам о не достигших совершеннолетия.
Инструкция содержала еще одно правило: дети в возрасте до 14 лет и не достигшие совершеннолетия в возрасте до 18 лет, задержанные за осуществление деяний, не имеющих публично страшного характера, не направлялись для разбора их дел в комиссии по делам о не достигших совершеннолетия. Ее члены только утверждали распоряжения власти приемных и распределительных пунктов, куда поступали эти дети, о избранных мерах действия на них. Это заметно умаляло роль рабочих групп в решении последующей участи не достигших совершеннолетия, не имело возможности гарантировать обязанный уровень защиты прав не достигших совершеннолетия да и то условие, что в операциях расследования в основном приняли участие люди без правового образования.
Оценивая деятельность рабочих групп, призванных поменять "детский" суд, во властных структурах пошли со временем к выводу, что в борьбе с преступностью не достигших совершеннолетия, которые совершали не только малозначительные проступки, но и тяжёлые правонарушения, не считая рабочих групп обязан функционировать механизм правосудия, а не его суррогат. И уже в феврале 1920 года был создан и направлен на обсуждение руководства проект декрета "О делах не достигших совершеннолетия, обвиняемых в публично страшных деяниях". Он был утвержден распоряжением СНК РСФСР от 4 марта 1920 года. Но этот нормативно правовой правовой акт не имел в виду воссоздание автономной ювенальной юстиции и завершение деятельности рабочих групп. В ст. 3 отмечается, что "дела о не достигших совершеннолетия обоего пола до 18 лет, увиденных в деяниях публично-страшных, подлежат ведению комиссии о не достигших совершеннолетия", а если рабочей группой будет определена невозможность употребления к несовершеннолетнему мер медико-педагогического действия, они передаются в народные суды (в судах были сформированы особые составы судей, которые просуществовали до 1935 года).
К тому же, в УПК 1922 года в ст. 40 говорилось, что "при присутствии в деле нескольких обвиняемых, из коих один либо пару не достигших совершеннолетия (менее 16 лет), дело на после


Изучите также хорошую заметку на тему задать вопрос юристу бесплатно. Это может быть познавательно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий